03.06.2020, 10:17

Заинтересованными подразделениями территориальных органов МВД России проводится огромная работа с целью профилактики. Из года в год сотрудники полиции через все доступные источники информации предупреждают население о способах дистанционного обмана, кражах и мошенничестве, но доверчивые граждане по-прежнему попадаются на уловки аферистов.

 

В Пермском крае сотрудники уголовного розыска решили действовать из вне. Как показывает анализ, мошеннические действия с использованием средств мобильной связи совершаются как лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, так и с «воли». На период с 2015 по 2018 год доля так называемых «звонков из-за колючей проволоки» составляла 80 % от общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Продолжая говорить языком цифр, это от 300 до 500 уголовных дел ежегодно. Оставшаяся часть, а это всего 20 %, единичные случаи дистанционных обманов, например, на сайтах бесплатных объявлений. Ответ на вопрос как противостоять потоку «телефонных разводов» из мест лишения свободы, казалось, лежал на поверхности. Действенным способом борьбы могла бы стать установка технического оборудования, направленного действия для подавления радиоволн сотовой связи. Представители Роскомнадзора разъяснили, что в Федеральном законе «О связи» применение технических средств (блокираторов сотовой связи) не оговорено, запрета на установку блокираторов нет. Именно к этому способу прибегли некоторые регионы. Но только не Пермский край. Дело в том, что значительную часть своей истории пермская земля являлась местом политической ссылки, тюремного и лагерного заключения. Сегодня здесь сосредоточено порядка 32 исправительных учреждений системы ФСИН. Нередко они расположены в центральной части населенных пунктов, что делает использование «глушилок» неприемлемым, т.к. неизбежно под действие генераторов для подавления сигнала сотовой связи попадут местные жители. Однако упорство сотрудников уголовного розыска не знает покоя. Инициировав сбор группы представителей заинтересованных ведомств и организаций, полицейские вынесли на повестку вопрос приостановления обслуживания конкретных сим-карт. К этой встрече полицейские готовились и пришли во всеоружии.

 

С помощью специальных детекторов, способных обнаруживать все виды полупроводников (сотовые телефоны, зарядные устройства, сим-карты, батареи и т.д.) оперативниками Управления уголовного розыска регионального МВД был проведен мониторинг ситуации в конкретных исправительных подразделениях УФСИН России по Пермскому краю с целью выявления абонентов, регистрируемых на режимных территориях. Этот срез наглядно отразил ситуацию – в колониях осужденные свободно пользуются мобильной связью. В основном, сим-карты, находящихся в сети, «засветились» ночью или ранним утром – лучшее время для совершения «телефонных разводов». Причем их число явно превышало количество содержащихся под стражей людей вместе с работниками спецучреждения.

 

Рабочая группа по пресечению возможности использования средств сотовой связи осужденными и лицами, содержащимися под стражей в учреждениях ГУФСИН, создана в регионе в 2017 году в рамках межведомственного взаимодействия на базе прокуратуры края. В ее состав вошли оперативники и следователи краевого МВД, сотрудники прокуратуры и службы исполнения наказания, региональных Роскомнадзора и Управления ФСБ. Разработаны совместные мероприятия по выявлению и блокировке средств сотовой связи в местах лишения свободы. Меры были признаны эффективными.

 

В 2017 году в результате совместно проведенных мероприятий в Пермском крае установлено и впоследствии заблокировано операторами сотовой связи в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» по мотивированному постановлению руководителя ГУФСИН 3358 сим-карт, используемых осужденными. За 10 месяцев 2019 заблокировано 854 абонентских номера. В течение минувшего года в регионе было совершено всего 18 фактов мошенничества из разряда «звонок из-за колючей проволоки». Все они раскрыты.

 

- В настоящее время работа в этом направлении отточена до мелочей. Как только в органы внутренних дел поступает заявление от гражданина, который, поддавшись психологическому давлению афериста, поверил, что его родственник «попал в беду», и перевел или передал курьеру лично денежные средства «для урегулирования вопроса с органами власти», мы немедленно обращаемся в суд и получаем решение, обязывающее оператора сотовой связи приостановить обслуживание абонента. И они это решение немедленно исполняют. Здесь присутствует материальная заинтересованность поставщика услуги. Заблокировав сим-карту, оператор сохраняет право распоряжения оставшимися на счете денежными средствами. Компания еще и доход получает. В отношении операторов сотовых компаний, вовремя не представляющих ответы на запросы, должностные лица составляют административные протоколы, - объясняет начальник отдела по раскрытию мошенничеств и имущественных преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Пермскому краю, подполковник полиции Роман Теплоухов. – Это дает нам возможность не позволить злоумышленнику совершить новые противоправные деяния и изобличить в кратчайший срок.

 

Совместно с оперативными подразделениями учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю полицейские осуществляют надзор за лицами, которые ранее занимались или могут заниматься мошенничеством с использованием средств сотовой связи. Все 100 % состоят на профилактическом учете как лица, склонные к совершению этой категории преступлений.

 

Когда случаи телефонного мошенничества «из-за колючей проволоки» свелись к минимуму, произошло закономерное смещение вала дистанционных афер «на свободу». По итогам 2019 года наиболее распространенным видом интернет-мошенничества признан «проблема с банковской картой». На мобильный телефон потерпевших поступает СМС-сообщение (например, «Ваша карта заблокирована…», «Ваш лицевой счет аннулирован», «Оплата услуг произведена успешно»). Предлагается контактный номер телефона для уточнения всех вопросов (якобы для информации). Граждане перезванивают, невидимый собеседник представляется работником службы безопасности банка, советует пройти к ближайшему банкомату, сообщить конфиденциальные данные своих банковских или расчетных карт (реквизиты, цифры на обратной стороне карты), ввести их в наборной панели банкомата. После этого мошенники получают доступ к банковским картам и снимают денежные средства. Следующий на сегодня распространенный вид обмана граждан - покупки на различных сайтах, интернет-магазинах, в социальных сетях. Потерпевшие заказывают или покупают товар, производят оплату на указанные счета, но впоследствии услугу не получают, сайты оказываются заблокированными, продавец на телефон и сообщения не отвечает. Чуть меньше зарегистрировано фактов краж денег с банковской карты/счета при смене номера мобильного телефона «мобильный банк», при передаче защитной информации (пароли, CVV-код) третьим лицам (как правило, это бесконтактное хищение совершается лжепокупателем товара. Еще реже встречается в арсенале преступников такие предлоги, как помощь в получении кредита, продажа медицинских приборов, прием у лучших экстрасенсов, предоставление видеозаписи с места ДТП. Дважды в 2019 году пермяки стали жертвами аферистов, суливших им огромное наследство.

 

На электронную почту пенсионерки из Перми пришло письмо, информирующее ее о том, что она является прямой наследницей скоропостижно скончавшегося африканского миллиардера. Якобы у дальнего родственника имеются несметные богатства, но, чтобы получить их необходимо пройти ряд процедур, оформить документы и оплатить налог. Женщина продала квартиру и все деньги перевела через международную платежную систему преступникам, оставшись без жилья.

 

Вразумить гражданина с затуманенным сознанием по силам, например, сотруднику банка.

- Операционисты, кассиры - все, кто взаимодействует с клиентами при осуществлении транзакций, имеют соответствующие инструкции. Такая практика наработана многими годами и является действенной, - рассказывает Роман Теплоухов. - При обращении пожилого гражданина в отделение банка, сотрудник обязан удостовериться, что человек осознает происходящее и не находится под чьим-либо влиянием. На сегодняшний день эти меры позволяют пресечь 2-3 попытки мошенничества в неделю.

 

Взаимодействие с банками в Пермском крае закреплено документально. 31 января 2018 года впервые в России между ГУ МВД России по Пермскому краю и Управлением безопасности Пермского ГОСБ ПАО Сбербанк заключено дополнительное соглашение, которым разработан порядок и алгоритм взаимодействия. Соглашение заключено в целях оперативного обмена информацией о совершенных мошеннических операциях по фактам обращения граждан в отделы полиции для проведения неотложных мероприятий по блокировке карт (счетов), использованных для совершения преступления, с целью возмещения причиненного ущерба, документирования действий виновных лиц. Блокировка расходных операций не является по своей сути арестом денежных средств, находящихся на счетах. Она осуществляется на непродолжительное время, до предоставления сотрудником правоохранительных органов в ПАО Сбербанк оригинала постановления о наложении ареста на счета, вклады физических и юридических лиц и иное имущество клиентов Банка в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренным ст. 115 УПК РФ и ст. 27 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». К примеру, гражданин перевел на счет продавца денежные средства за товар, который не получил. Сотрудники полиции информируют банк о том, что конкретный счет используется для совершения преступлений. В результате у злоумышленника не будет возможности распорядиться этими денежными средствами, т.к. счет будет заморожен, и денежные средства останутся нетронутыми. В дальнейшем по вступившему в законную силу решению суда похищенное вернется потерпевшим.

 

Имеются и меры воздействия на сайты-однодневки, сайты-дублеры, которые создают преступники для осуществления противоправной деятельности. Регистратор доменного имени по постановлению правоохранительных органов снимает конкретный домен с делегирования еще на этапе доследственной проверки по материалу. Очевидно, что в сети аферистов после таких мер уже новая добыча не попадет.

 

В территориальных органах МВД России по Пермскому краю за 12 месяцев 2019 года зарегистрировано 3682 (рост на 54,8 %) мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Раскрываемость выросла на 5,5% и составила 15,5%. За аналогичный период зарегистрировано 2748 (рост 152%) краж с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Этот вид противоправных деяний сохраняет высокую тенденцию роста. Раскрываемость составила 24,1 % (АППГ – 32,2%).

 

Следующий этап работы пермских оперативников - консолидация усилий в борьбе с нечестной торговлей через сеть Интернет. На сегодня из общего числа преступлений ИТТ каждое шестое составляет такое дистанционное мошенничество. Материальный ущерб, причиненный потерпевшим, в 2019 году составил более 42 миллиона рублей (в 2018 году – более 27 миллионов рублей), в среднем у каждого потерпевшего похищено 36 000 рублей. И это при том, что люди неохотно обращаются в полицию с сообщениями о совершенном в отношении них мошенничестве. Не каждый способен признать себя обманутым.

 

Главным управлением МВД России по Пермскому краю в ходе раскрытия и расследования уголовных дел рассматриваемой категории выявлены причины и условия, способствующие совершению этих преступлений. В частности, установлено, что аферисты предпочитают доставку товара с наложенным платежом. Почтовыми правилами, принятыми Советом глав администрации связи Регионального содружества в области связи еще в 1992 году, предусмотрено, что до получения посылки законопослушный гражданин должен оплатить ее полную стоимость, и только после может вскрыть и удостовериться в спецификации и качестве содержимого. Фантазия мошенников безгранична. В такой коробке может оказаться все, что угодно, встречались даже статуэтки баранов. В связи с этим возникла острая необходимость принятия очередных мер по устранению причин и условий совершения преступлений, связанных с реализацией товара дистанционным способом. Соответствующие инициативы уже разработаны пермскими оперативниками.

 

Марат Валлиулин похитил со счетов пермяков

более 100 тысяч рублей.

 

Псевдовнуки. Суд идёт.

 

 

Псевдовнуки. Общий ущерб составил

около миллиона рублей.

 

Суд идет. Преступники звонили пенсионерам и

представлялись внуками, попавшими в беду.

 

 

КУЛАКОВА Мария

Фото пресс-службы ГУ МВД России по Пермскому краю




Согласно уставу оказывается поддержка участникам фонда и ведется запись на прием. Оказывается помощь ветеранам в трудной ситуации.